Этот несложный маршрут начинается от конечной 28-го автобуса на 2-й ГЭС. Сначала идем в сторону трубы, обходим слева поселок Кокшокы, а также территорию 2-й ГЭС, подходим к началу трубы. Здесь высота над уровнем моря — 1423 метра. Длина трубы — 1174 метра. Она проходит по бетонированному желобу и лежит на металлических и бетонных опорах. Кое где залиты бетоном и склоны горы. Вода, текущая по трубе, под большим напором, падает на лопатки турбин гидрогенераторов ГЭС. Когда идешь вдоль трубы, слышен негромкий, звенящий звук, издаваемый водой, текущей внутри. Труба 2-й ГЭС — это отрезок трубы, проложенной от БАО.
Чуть-чуть поднявшись по ступенькам стальной лестницы, можно увидеть территорию и здание ГЭС. Сама труба уходит под землю, видимо турбины, вращаемые мощным потоком, спрятаны под землей. 2-я ГЭС мощностью — 14.3 МВт, входит в состав каскада ГЭС, которые начали строить во время Второй Мировой Войны, когда в Алматы, было эвакуировано множество предприятий и потребность в электроэнергии возросла. Считается, что каскад ГЭС строили японские пленные, которых в Алматы, после победы над Японией в 1945-м году, насчитывалось около 6 тысяч человек. Видимо, так и есть, но в строительстве 2-й ГЭС, японцы вряд ли могли участвовать, так как она была введена в строй в 1959 году, а последний японский военнопленный покинул наш город в 1949 году.
Подъем хоть и крутой, но стальная лестница и перила облегчают его, хотя зимой целые пролеты могут быть занесены снегом. На фото впереди, видна тригонометрическая вышка и прожекторная мачта, это то место, где позади будет уже больше половины длины трубы.
Все выше и выше. На этом фото видно, что ступеньки на этом участке подъема, засыпаны снегом.
Промежуточный финиш, отсюда уже недалеко до вершины, здесь на пологом участке, даже нет лестницы. Слева от трубы видны рельсы, с натянутым посередине тросом. Их использовали при строительстве, для доставки наверх грузов и секций самих труб.
Сам домик канатной дороги. Виден трос, которым тянули вагонетки. Естественно, сегодня все заброшено. Внутри строения, из которого выходит трос, находится громадный стальной барабан, на который наматывался трос при подъеме грузов.
Наконец, верхняя точка, здесь высота над уровнем моря — около 1900 метров. С этой точки и начинается Японская дорога, которую возможно и строили японские военнопленные. Открывается вид на горы Кокшокы (2305 м), Каскабас (2800 м), пики Каменский (3627 м), Каргалинский (3675 м), Пилу (3790), Большой алматинский (3681) и другие. Отсюда можно двинуть и по другим маршрутам — спуститься в район отеля Кумбель, в ущелье Казачки, выйти на Кок Жайляу.
Дальше путь по Японской дороге, которая сначала идет по горизонтали 1900 метров, и постепенно поднимается на горизонталь 1950 метров. Совсем не утомительная, приятная прогулка по теплым, солнечным склонам гор Больше алматинского ущелья. Идешь и наслаждаешься чистым горным воздухом, живописными видами, движением. В морозный, солнечный январский день, временами становится даже жарко.
Справа, впереди пик Большой Алматинский.
Менее чем через километр от трубы 2-й ГЭС — развалины и 1-я штольня. Штольни использовались при прокладке трубы, а также используются для обслуживания трубопровода. Надо сказать, что труба на этом участке, до 1-й ГЭС, проложена под землей. Вызывает уважение титанический труд, проделанный советскими людьми! Прошло уже около 70 лет, а все работает и по прежнему снабжает наш город электроэнергией и питьевой водой.
Дверь заварена, но кто-то вырезал прямоугольное отверстие и наверно проникал внутрь. Проверил — голова 60-го размера пролазит свободно. Да и надписи на стенке справа говорят о том, что люди там бывают. Эхо, отражаясь от стен шахты, затухает, где-то на очень большом расстоянии. Так и тянет туда, вглубь! Таинственное, загадочное место.
Примерно через 2 с половиной километра от первой штольни, слева, находится 2-я штольня, чтобы к ней подобраться поближе надо идти по воде, вытекающей изнутри.
Далеко внизу — Аю сай. Видны многочисленные автомобили, люди, катающиеся с горки. Если хорошо приглядеться, можно увидеть фигуры медведей, стоящих на входе в ущелье.
После 2-й штольни, дорога сделав петлю, повторяя контуры горного рельефа, начинает спуск по серпантину, к дороге в БАУ. Спуск очень легкий, так как надо спуститься с 1900 метров над уровнем моря, всего до 1750 м, ведь пока идешь по горизонтальной Японской дороге, дорога, ведущая на БАО, поднимается вверх. Речка Большая алматинка, зимой легко переходится вброд, по камешкам. Дальше остается 5 км пути по дороге вниз, до конечной 28-го автобуса. Этот поход хорошо ходить зимой, летом наверно на южном склоне будет жарко. Лавиноопасных мест почти нет, за исключением северного склона за 2-й штольней, там может сойти лавинка, или небольшой обвал. Также здесь проложен популярный веломаршрут.
На фото, впереди на заднем плане пик Молодежный (4147) и пик Советов (4240 м), видна труба 1-й ГЭС, по которой можно подняться на Большое алматинское озеро.
На карте нанес маршрутные точки 1-й и 2-й штолен. Общее пройденное расстояние — 12.5 км.
Трек GPS Японская дорога Скачивание треков только для зарегистрированных пользователей. Войти, или Зарегистрироваться
Скачивание треков только для зарегистрированных пользователей. Войти, или Зарегистрироваться
PS. Сходил в те места еще раз, прислушался к звуку внутри трубы. Он гаснет по мере подъема и удаления от гидроэлектростанции, все-таки, это видимо звук турбин гидрогенераторов.
Да-а, очень захватывает.Полностью прочла только сегодня. Очень понравилось и фотографии супер очень красивые. Даже не думала и не знала, что в наших горах есть такие интересные и загадочные места.Тропинку вы натоптали или там ходят люди и вы не первопроходцы:)
Когда шли, встретили несколько человек, идущих навстречу..
Ты молодец! Увидеть прекрасное и таинственное в обыденных вещах не каждому дано. Мы часто проходим мимо простых на первый взгляд вещей, не замечая, что за этим скрывается очень привлекательные сюжеты нашей окружающей жизни.
Спасибо. Первый раз трубу увидел, еще когда ты меня повел в горы, с того времени все и посматривал на нее.
На машине можно подняться!Только сверху заезд!admin А как через речку перебрался когда спускался?
Следы то ли внедорожника, то ли квадроцикла на дороге видели, скорее всего заезжали они на дорогу сверху, там где мы спускались, и речку переехали вброд. Мы также перешли реку вброд, по камешкам, зимой там мало воды.
ходим по этой дороге весной и осенью. поднимаемся чуть выше аю-сая, переходим речку и начинаем подъем. дорога великолепная, красота вокруг, спускаемся в казачку. пытались пройти зимой, но застряли в лавине над аю-саем. видели черноголовых грифов. ступенек от самого верха до низа вдоль трубы около 3000.на следующий день ноги не ходили.
Уже несколько дней читаю Ваши статьи. В полном восторге и от фотографий и от описания. Хочу опробовать маршрут. Очень интересно!!!! Спасибо!!!
Дорогу строили зэки и стройотряды. Японцев там и близко не было. Но «Японская «звучит модно)))
Тоже вот думаю, 2-я ГЭС была сдана в 1959-м году, пленные уже все были дома к этому времени, трубу и дорогу прокладывали для ГЭС, так что наверно вы правы. У вас нет ссылок?
Нет, ссылок нет. Главная моя ссылка — я в молодости работал в Водоканале с этими самыми ЗК. Это были 90е годы. Много чего интересного они порассказали. Причем это не урки были, обычные люди, уже в годах.
Японцев они видели только в кино)))
Ну и еще я в свое время поковырялся в архивах, мне просто было любопытно, правда ли в горе идет тоннель. Оказалось да)))
Архивы как то искал, дабы удовлетворить любопытство — есть ли жизнь..эээ труба в горе. Оказалось действительно есть. В 90е годы я на школьных каникулах работал в Водоканале. И как раз работал с этими ЗК. Много интересного рассказывали. Например что от телецентра на Мира-Сатпаева идет к телевышке на кок-тюбе тоннель для кабелей глубокого заложения и тд. Обычные люди, не урки, уже в годах, но половина речи по фене)))
Дорогой (кот) японцы строили эти туннели, а также они ещё построили каменоломню на ГЭС2, септик, котельную, и школу. И ещё один факт туннель строили с обеих точек одновременно и встретились где в ход во второй туннель. Также есть третий туннель но его завалило лет тридцать назад оползнем. Так что выдумывать про ЗК не надо. Мой дед Богданов П.С. лично охранял этих пленных. А те остатки зданий что в Аю Сае это были склады для взрывчатки. Так что как то так.
Где был третий тоннель? Укажите на карте точку, спасибо
Спасибо тебе, добрый человек, за такое подробное описание! Сегодня я надеюсь пойдём опробовать. Сколько по горам ходим, а по Японской дороге никогда не гуляли, пора восполнить этот пробел.
Классно, очень интересный рассказ, спасибо.
Приветсвую вас с Восточного Казахстана🇰🇿
Интересный и полезный сайт👐
Как турист взял много информации и посетил много мест ⛰🏔🗻🛣🛤
Благодарю за пользу внесённую в жизнь туристов, мира и добра вам 🙌
Спасибо за столь лестную оценку! Увлекательных, безопасных вам походов!
Третий вход находиться по отметке на карте Школьная 2, там оползень и вода из него течет.
По поводу барабана и стального троса, Все это хозяйство предназначалась чтоб тянуть ваганетку которая стояла внизу на рельсах, раньше лет так 25 назад трубу часто рвало.
Добрый день, а можно побольше интересной информации о рассказах
вашего деда?
И да там был электра мотор, но ему приделали ноги как многому другому при развале СССP. Кто ходил по трубе видел швы от сварки и латки, толщина стенки трубы составляет 4см, да именно (см) я не ошибся. Надеюсь что данная информация приоткроет тайную завесу этого интересного проекта с точки зрения стройки тех далёких лет, когда небело ни GPS ни лазерных уровней.
Сегодня ходили с друзьями по маршруту, очень понравился)) Особенно тоннель, там щас чутка примерзла вода, и образовался лед. Можно подойти поближе к нему. Да и теперь там еще больше сделали отверстие, но пройти далеко тяжело из-за воды. В общем спасибо за маршрут, пойду еще!)