2-я ГЭС — Японская дорога

Когда бывал в районе конечной 28-го автобуса, в месте, где сходятся ущелья Проходное и Большое Алматинское (БАУ), частенько поглядывал на  круто уходящую вверх, длиннющую  трубу 2-й ГЭС, и думал, вот бы забраться на самую макушку, но все было недосуг — впереди были более дальние походы. Но  вот день, когда решил подняться по трубе и пройти по Японской дороге, настал. Доехал до оленя — места, где алматинцы запасаются родниковой водой и свернув налево, с дороги, ведущей на Большое алматинское озеро, двинулся в сторону поселка Кокшокы. Японская дорога, 1-я штольня

Обойдя слева поселок, а также территорию 2-й ГЭС, подошел к началу трубы. Здесь высота над уровнем моря — 1423 метра. Длина трубы — 1174 метра.  Она проходит по бетонированному желобу и лежит на металлических и бетонных опорах. Кое где залиты бетоном и склоны горы. Вода, текущая по трубе, под большим напором, падает на лопатки турбин гидрогенераторов ГЭС. Когда идешь вдоль трубы, слышен негромкий, звенящий звук, издаваемый водой, текущей внутри. Труба 2-й ГЭС — это отрезок трубы, проложенной от БАО.

Поселок Кокшокы, 2-я ГЭСЧуть-чуть поднявшись по ступенькам стальной лестницы, можно увидеть территорию и здание ГЭС. Сама труба уходит под землю, видимо турбины, вращаемые мощным потоком, спрятаны под землей. 2-я ГЭС мощностью — 14.3 МВт,  входит в состав каскада ГЭС, которые начали строить во время Второй Мировой Войны, когда в Алматы, было эвакуировано множество предприятий и потребность в электроэнергии возросла. Считается, что каскад ГЭС строили японские пленные, которых в Алматы, после победы над Японией в 1945-м году,  насчитывалось около 6 тысяч человек. Видимо, так и есть, но в строительстве 2-й ГЭС, японцы вряд ли могли участвовать, так как она была введена в строй в 1959 году, а последний японский военнопленный покинул наш город в 1949 году.
Поселок Кокшокы, 2-я ГЭС

Подъем хоть и крутой, но стальная лестница и перила облегчают его, хотя зимой целые пролеты могут быть занесены снегом. На фото впереди, видна тригонометрическая вышка и прожекторная мачта, это то место, где позади будет уже больше половины длины трубы.

Труба 2-й ГЭСВсе выше и выше.  На этом фото видно, что ступеньки на этом участке подъема, засыпаны снегом.
Труба 2-й ГЭСПромежуточный финиш, отсюда уже недалеко до вершины, здесь на пологом участке, даже нет лестницы. Слева от трубы видны рельсы, с натянутым посередине тросом. Их использовали при строительстве, для доставки наверх грузов.Труба 2-й ГЭССам домик канатной дороги. Виден трос, которым тянули вагонетки. Естественно, сегодня все заброшено.
Труба 2-й ГЭСВнутри строения, из которого выходит трос, находится громадный стальной барабан, на который наматывался трос при подъеме грузов. Внутрь я не залазил, поэтому не знаю, что приводило в действие этот барабан.
Барабан с тросом для поднятия грузов на 2-й ГЭС

Наконец, верхняя точка, здесь высота над уровнем моря — около 1900 метров. С этой точки и начинается Японская дорога, которую наверно и строили японские военнопленные. Открывается вид на горы Кокшокы (2305 м), Каскабас (2800 м), пики Каменский (3627 м), Каргалинский (3675 м), Пилу (3790), Большой алматинский (3681) и другие. Отсюда можно двинуть и по другим маршрутам — спуститься в район отеля Кумбель, в ущелье Казачки, выйти на Кок Жайляу, или поднявшись на гребень уйти в сторону перевала Терешковой и т.д.
Японская дорога в БАУДальше путь по Японской дороге, которая сначала идет по горизонтали 1900 метров, и постепенно поднимается на горизонталь 1950 метров. Совсем не утомительная, приятная прогулка по теплым Восточному и Юго-Восточному склонам гор Больше алматинского ущелья.  Идешь и наслаждаешься чистым горным воздухом, живописными видами, движением. В морозный, солнечный январский день, временами становится совсем жарко.

Справа, впереди пик Большой алматинский.Японская дорога в БАУМенее чем через километр от трубы 2-й ГЭС —  развалины и 1-я штольня. Штольни использовались при прокладке трубы, а также используются для обслуживания трубопровода. Надо сказать, что труба на этом участке, до 1-й ГЭС, проложена под землей. Вызывает восхищение титанический труд, проделанный нашими предками! Прошло уже около 70 лет, а все работает и по прежнему снабжает наш город электроэнергией и питьевой водой.Японская дорога, 1-я штольняДверь заварена, но кто-то вырезал прямоугольное отверстие и наверно проникал внутрь. Проверил — голова 60-го размера пролазит свободно. Да и надписи на стенке справа говорят о том, что люди там бывают.

 Эхо, отражаясь от стен шахты, затухает, где-то на очень большом расстоянии. Так и тянет туда, вглубь! Таинственное, загадочное место.Японская дорога, 1-я штольняПримерно через 2 с половиной километра от первой штольни, слева, находится 2-я штольня, чтобы к ней подобраться поближе надо идти по воде, вытекающей изнутри. Японская дорога, 2-я штольняДалеко внизу — Аю сай. Видны многочисленные автомобили, люди, катающиеся с горки. Если хорошо приглядеться, можно увидеть фигуры медведей, стоящих на входе в ущелье.
Аю сай

 После 2-й штольни, дорога сделав петлю, повторяя контуры горного рельефа, начинает спуск по серпантину, к дороге в БАУ. Спуск очень легкий, так как надо спуститься с 1900 метров над уровнем моря, всего до 1750 м, ведь пока идешь по горизонтальной Японской дороге, дорога, ведущая на БАО, поднимается вверх. Речка Большая алматинка, зимой легко переходится вброд, по камешкам. Дальше остается 5 км пути по дороге вниз, до конечной 28-го автобуса. Этот поход хорошо ходить зимой, летом наверно на южном склоне будет жарко. Лавиноопасных мест не заметил.  Также здесь проложен веломаршрут.

На фото, впереди вершина Молодежная (4147) и пик Советов (4240 м), видна труба 1-й ГЭС, по которой можно подняться на Большое алматинское озеро.molodezhka

 На карте нанес маршрутные точки 1-й и 2-й штолен. Общее пройденное расстояние — 12.5 км.

mapТрек GPS:

ГЭС2-Японская дорога (175.6 KiB, 91 downloads)

PS. Сходил в те места еще раз, прислушался к звуку внутри трубы. Он гаснет по мере подъема и удаления от гидроэлектростанции, все-таки, это видимо звук турбин гидрогенераторов.

Читайте также:

8 комментариев

  1. Елена 25.01.2015 в 19:52 - Ответить

    Да-а, очень захватывает.Полностью прочла только сегодня. Очень понравилось и фотографии супер очень красивые. Даже не думала и не знала, что в наших горах есть такие интересные и загадочные места.Тропинку вы натоптали или там ходят люди и вы не первопроходцы:)

    • admin 25.01.2015 в 19:55 - Ответить

      Когда шли, встретили несколько человек, идущих навстречу..

  2. Джумажан 26.01.2015 в 17:36 - Ответить

    Ты молодец! Увидеть прекрасное и таинственное в обыденных вещах не каждому дано. Мы часто проходим мимо простых на первый взгляд вещей, не замечая, что за этим скрывается очень привлекательные сюжеты нашей окружающей жизни.

    • admin 26.01.2015 в 17:38 - Ответить

      Спасибо. Первый раз трубу увидел, еще когда ты меня повел в горы, с того времени все и посматривал на нее.

  3. Егор 02.03.2015 в 12:23 - Ответить

    На машине можно подняться!Только сверху заезд!admin А как через речку перебрался когда спускался?

    • admin 02.03.2015 в 12:27 - Ответить

      Следы то ли внедорожника, то ли квадроцикла на дороге видели, скорее всего заезжали они на дорогу сверху, там где мы спускались, и речку переехали вброд. Мы также перешли реку вброд, по камешкам, зимой там мало воды.

  4. роман 04.10.2015 в 07:29 - Ответить

    ходим по этой дороге весной и осенью. поднимаемся чуть выше аю-сая, переходим речку и начинаем подъем. дорога великолепная, красота вокруг, спускаемся в казачку. пытались пройти зимой, но застряли в лавине над аю-саем. видели черноголовых грифов. ступенек от самого верха до низа вдоль трубы около 3000.на следующий день ноги не ходили.

  5. Жанна 21.06.2016 в 21:32 - Ответить

    Уже несколько дней читаю Ваши статьи. В полном восторге и от фотографий и от описания. Хочу опробовать маршрут. Очень интересно!!!! Спасибо!!!

Оставить комментарий