Поход ко второму водопаду в ущелье Узун Каргалы, рядом с поселком Каргалы (Фабричный)

Много лет назад ходили через ущелье Узун Каргалы на Иссык-Куль, и тогда мы знали, что в ответвлениях этого ущелья есть несколько водопадов, но тогда цель была одна — Иссык-Куль, не до водопадов было. А тут в Алматы выдался денек без осадков, и мы выдвинулись на один из пяти водопадов, на самый большой — 2-й.

Как доехать, дойти до 2-го водопада? Сначала на машине надо проехать 40 км от пересечения улиц Саина и Жандосова в Алматы, до поселка Каргалы (бывш. Фабричный), после въезда в поселок, доезжаем до 1-го светофора, поворачиваем налево и едем прямо, вверх, в сторону гор, через весь поселок, сначала по улице Сат (бывш. Чапаева), и примерно через 2 км, поворачиваем плавно направо, на улицу Досымбетова, едем по ней около 1 км, затем поворачиваем налево, на ул. Подгорную  и проехав по ней всего метров 250, сворачиваем налево на грунтовую дорогу (прямо по Подгорной не едьте до конца, попадете в тупик), которая выведет нас через 2.5 км, к синим воротам Зоны водоснабжения, где на машине нас не пустили. А так, грунтовая дорога идет до гребня плотины еще около 3 км.Карта Алматы - Каргалы (Фабричный)От Зоны водоснабжения начинается пешая часть треккинга длиной в 8 км. Сначала идем по грунтовой дороге справа от реки, примерно через километр будет автомобильный мост, переходим на правый (орографически) берег Узун Каргалы, река теперь справа. Следующий этап — селезащитная плотина. На ее гребень лучше подняться по тропинке, тем самым немного срезав расстояние. Переходим плотину и также двигаемся по правому (орографически) берегу, река справа от нас. И так до конца пути, река всегда будет справа. Почему так акцентирую внимание на берегах? Дело в том, что тропа идет по обоим берегам, а река Узун Каргалы широкая и бурная, и если попутаете берега, то форсировать в брод будет очень затруднительно.

Селезащитная плотина в ущелье р. Узун КаргалыСелезащитная плотина в ущелье Узун Каргалы

Гребень плотины, примерно в 3 км от Зоны водоснабжения. До 2-го водопада остается пройти около 5 км. Вдоль реки идет нормальная тропа, конечно не такая натоптанная «дорога» как на Кок Жайляу, но вполне приличная. Ущелье безлесное, поросшее отдельными деревьями, травами и кустарниками. Помню, как мы в походе на Иссык-Куль варили компот из черной смородины — вещь! В ущелье очень много жгучей крапивы, поэтому лучше идти в брюках или джинсах.

Далее переправляемся вброд через первый, правый приток р. Узун Каргалы — Киши Шынбулак (Маленький Шынбулак). Если пройти вдоль него, вверх около 1.5 км, можно достичь первого водопада. Киши Шынбулак небольшая речушка, на дне лежат камни для переправы, но в нашем случае они были покрыты водой, поэтому пришлось переходить по воде, переодевшись в сменную обувь. Вообще, в этом походе придется несколько раз бродить через речки, поэтому обязательно берите с собой запасную обувь с закрытым задником. Босиком ни в коем случае не переправляйтесь, есть риск получить травму. Также не желательны шлепанцы, их захлестывает водой и может сорвать с ног. Для опоры используйте палки, лучше телескопические.

И еще, территория по которой проходит наш треккинг, является пограничной зоной, поэтому не забудьте взять с собой удостоверение личности. Где-то в середине пути мы были остановлены пограничным нарядом. Нас опросили о цели похода, проверили документы, предупредили о правилах нахождения в пограничной зоне и пропустили дальше.Ущелье Узун Каргалы
Через 7.5 км подходим ко второму правому притоку Узун Каргалы — Улькен Шынбулаку (Большому Шынбулаку). Ориентир — громадная, высоченная скала, слева по ходу движения. Здесь надо повернуть налево и идти по ущелью Улькен Шынбулака, до 2-го водопада еще метров 500-600. Через некоторое время ущелье, поворачивает направо и  сужается до каньона. Отсюда, по пути до водопада придется три раза переходить речку вброд, четвертый раз, чтобы выйти на смотровую площадку перед водопадом.

Вид скалистой части ущелья Улькен  Шынбулак, со стороны водопада. Видно, что этот участок, где придется намочить ноги,  не большой по протяженности.Каньон в ущелье Бол. ШымбулакВодопад будет слева, еще на подходе видны облака водяной пыли, поднимаемые бурным потоком. По своей высоте, расходу воды и грохоту 2-й водопад сравним с Кайракским. Наверно, обильные весенние осадки, также способствуют увеличению мощности водопада, например с летним или осенним периодом. Подойти вплотную не так то и просто, в несколько секунд вымокаешь до нитки, и все это благодаря водяной пыли. Но если еще раз ( в 4-й) перейти речку, то на пригорке есть не большая смотровая площадка, где относительно сухо.Водопад в Фабричном

Высоту водопада на глаз определить трудно, метров 15-20 наверно есть. Фото с человеком в кадре помогает лучше представить масштабы водопада.Водопад в Фабричном

Информация о походе в цифрах (пешая часть от Зоны водоснабжения до 2-го водопада, в одну сторону)

• Пройденное расстояние — 8.1 км
  • Истекшее время — 3 часа 18 минут
  • Время в движении — 2 часа 3 минуты
  • Средняя скорость в движении — 3.9 км/ч
  • Минимальная высота — 1115 метров
  • Максимальная высота — 1467 метров
  • Подъем — 802 метра
  • Спуск — 488 метров

То есть маршрут проходит на высотах соответствующих, например Бутаковке в районе Алматы, и даже ниже Медео.

Карта

Красным цветом показан трек подъезда и проезда через Каргалы, голубым — пешая часть от ворот Зоны водоснабжения до 2-го водопада.Карта от пос. Каргалы (Фабричный) до 2-го водопада

Трек GPS от Алматы, от пересечения улиц Жандосова-Саина до поселка Каргалы (Фабричный)

Трек GPS от Зоны водоснабжения до 2-го водопада(пешая часть)

Видео подхода ко второму водопаду

Вначале хорошо видна громадная скала- ориентир при повороте налево из ущелья Узун Каргалы в ущ. Улькен Шынбулак.