Этот несложный маршрут начинается от конечной 28-го автобуса на 2-й ГЭС. Сначала идем в сторону трубы, обходим слева поселок Кокшокы, а также территорию 2-й ГЭС, подходим к началу трубы. Здесь высота над уровнем моря — 1423 метра. Длина трубы — 1174 метра.  Она проходит по бетонированному желобу и лежит на металлических и бетонных опорах. Кое где залиты бетоном и склоны горы. Вода, текущая по трубе, под большим напором, падает на лопатки турбин гидрогенераторов ГЭС. Когда идешь вдоль трубы, слышен негромкий, звенящий звук, издаваемый водой, текущей внутри. Труба 2-й ГЭС — это отрезок трубы, проложенной от БАО.Труба ГЭС 2

Чуть-чуть поднявшись по ступенькам стальной лестницы, можно увидеть территорию и здание ГЭС. Сама труба уходит под землю, видимо турбины, вращаемые мощным потоком, спрятаны под землей. 2-я ГЭС мощностью — 14.3 МВт,  входит в состав каскада ГЭС, которые начали строить во время Второй Мировой Войны, когда в Алматы, было эвакуировано множество предприятий и потребность в электроэнергии возросла. Считается, что каскад ГЭС строили японские пленные, которых в Алматы, после победы над Японией в 1945-м году,  насчитывалось около 6 тысяч человек. Видимо, так и есть, но в строительстве 2-й ГЭС, японцы вряд ли могли участвовать, так как она была введена в строй в 1959 году, а последний японский военнопленный покинул наш город в 1949 году.
ГЭС 2

Подъем хоть и крутой, но стальная лестница и перила облегчают его, хотя зимой целые пролеты могут быть занесены снегом. На фото впереди, видна тригонометрическая вышка и прожекторная мачта, это то место, где позади будет уже больше половины длины трубы.Труба 2-й ГЭС

Все выше и выше.  На этом фото видно, что ступеньки на этом участке подъема, засыпаны снегом.
2-я ГЭС

Промежуточный финиш, отсюда уже недалеко до вершины, здесь на пологом участке, даже нет лестницы. Слева от трубы видны рельсы, с натянутым посередине тросом. Их использовали при строительстве, для доставки наверх грузов и секций самих труб.2-я ГЭС — Японская дорога

Сам домик канатной дороги. Виден трос, которым тянули вагонетки. Естественно, сегодня все заброшено. Внутри строения, из которого выходит трос, находится громадный стальной барабан, на который наматывался трос при подъеме грузов.
Труба 2-й ГЭС

Наконец, верхняя точка, здесь высота над уровнем моря — около 1900 метров. С этой точки и начинается Японская дорога, которую возможно и строили японские военнопленные. Открывается вид на горы Кокшокы (2305 м), Каскабас (2800 м), пики Каменский (3627 м), Каргалинский (3675 м), Пилу (3790), Большой алматинский (3681) и другие. Отсюда можно двинуть и по другим маршрутам — спуститься в район отеля Кумбель, в ущелье Казачки, выйти на Кок Жайляу.
2-я ГЭС — Японская дорога

Дальше путь по Японской дороге, которая сначала идет по горизонтали 1900 метров, и постепенно поднимается на горизонталь 1950 метров. Совсем не утомительная, приятная прогулка по теплым, солнечным склонам гор Больше алматинского ущелья.  Идешь и наслаждаешься чистым горным воздухом, живописными видами, движением. В морозный, солнечный январский день, временами становится даже жарко.

Справа, впереди пик Большой Алматинский.2-я ГЭС — Японская дорога

Менее чем через километр от трубы 2-й ГЭС —  развалины и 1-я штольня. Штольни использовались при прокладке трубы, а также используются для обслуживания трубопровода. Надо сказать, что труба на этом участке, до 1-й ГЭС, проложена под землей. Вызывает уважение титанический труд, проделанный советскими людьми! Прошло уже около 70 лет, а все работает и по прежнему снабжает наш город электроэнергией и питьевой водой.Японская дорога, 1-я штольня

Дверь заварена, но кто-то вырезал прямоугольное отверстие и наверно проникал внутрь. Проверил — голова 60-го размера пролазит свободно. Да и надписи на стенке справа говорят о том, что люди там бывают.  Эхо, отражаясь от стен шахты, затухает, где-то на очень большом расстоянии. Так и тянет туда, вглубь! Таинственное, загадочное место.Японская дорога, 1-я штольня

Примерно через 2 с половиной километра от первой штольни, слева, находится 2-я штольня, чтобы к ней подобраться поближе надо идти по воде, вытекающей изнутри. 2-я штольня на Японской дороге

Далеко внизу — Аю сай. Видны многочисленные автомобили, люди, катающиеся с горки. Если хорошо приглядеться, можно увидеть фигуры медведей, стоящих на входе в ущелье.
Вид на Аю сай с Японской дороги

 После 2-й штольни, дорога сделав петлю, повторяя контуры горного рельефа, начинает спуск по серпантину, к дороге в БАУ. Спуск очень легкий, так как надо спуститься с 1900 метров над уровнем моря, всего до 1750 м, ведь пока идешь по горизонтальной Японской дороге, дорога, ведущая на БАО, поднимается вверх. Речка Большая алматинка, зимой легко переходится вброд, по камешкам. Дальше остается 5 км пути по дороге вниз, до конечной 28-го автобуса. Этот поход хорошо ходить зимой, летом наверно на южном склоне будет жарко. Лавиноопасных мест почти нет, за исключением северного склона за 2-й штольней, там может сойти лавинка, или небольшой обвал.  Также здесь проложен популярный веломаршрут.

На фото, впереди на заднем плане пик Молодежный (4147) и пик Советов (4240 м), видна труба 1-й ГЭС, по которой можно подняться на Большое алматинское озеро.2-я ГЭС — Японская дорога

 На карте нанес маршрутные точки 1-й и 2-й штолен. Общее пройденное расстояние — 12.5 км.Карта трека по Японской дороге

Трек GPS Японская дорога

PS. Сходил в те места еще раз, прислушался к звуку внутри трубы. Он гаснет по мере подъема и удаления от гидроэлектростанции, все-таки, это видимо звук турбин гидрогенераторов.