В далеком уже 1982-м году, мы вдвоем с моим братом совершили этот единственный в моей жизни водный поход по рекам Ямбуй и Турка.  Маршрут пролегал от села Читкан Баргузинского района. Туда мы добрались, я из Алма-Аты, а брат из Магадана, где он тогда жил. Встретились в Иркутске, перелетели на ЯК-40 до Улан-Удэ,
потом на АН-24 до Усть-Баргузина.Река Ямбуй
Первые три дня задержались в Читкане, готовясь к походу и пьянствуя с местными жителями.  Народ там очень гостеприимный, чем-то напоминающий наших казахов. Однажды мы прогуливались по селу
и нам навстречу ехал всадник,  наши местные друзья остановили его и начали нас просить показать наши навыки наездников, утверждая, что они слышали, что все казахи отличные кавалеристы. Пришлось мне отдуваться, хотя в седле до этого сидел раза два-три. И о чудо! Спьяну, я так лихо проскакал по сельской улице, что все были в восторге!

Наконец, мы выдвинулись, сначала пешком.  Нас вызвался сопровождать на бричке мой местный собутыльник Вася. Сказал, что довезет наш груз до вершины Пыхти-горы. Мы посмеивались — какие тут у вас горы! Холмики! Но как выяснилось, после трехдневных возлияний, холмики показались горами альпийского типа.  На вершине Пыхти-горы мы расстались с нашим провожатым и по таежным тропам двинулись к Ямбую. На утро третьего дня,  вышли к Ямбую. Речка небольшая, метров 10-15 шириной, иногда встречаются перекаты. Река ЯмбуйНадули нашу лодку, погрузились и в путь! Сплав совершали на обычной, двухместной резиновой лодке, с усиленным дном. По обоим берегам целый день тянулись болота, пришлось ночевку делать на болоте, предварительно подрубив топором кочки, палатку задраили полностью, предварительно выкурив комаров, но мелкая мошка спокойно проникала через щели и закусала ужасно!

На следующий день подплыли к вахтовому поселку Ямбуй, где познакомились с охотником и сторожем. Охотник навязал моему брату шкуру медведя, аж за 10 рублей. При этом, с гордостью сказал, что это его 44-й мишка. На вопрос почему шкура такая маленькая, сказал, что усохла, мол домой придете,  смочите и растянете на колышках, вот она и примет оригинальные размеры. Как потом оказалось, «охотник» нам подсунул шкуру барсука, хоть и очень крупного.

Заночевали мы в это день в зимовье,  на левом берегу Ямбуя. Я перед ужином сходил на реку, поймал налима. Поужинав, начали укладываться спать, пред этим решили протопить избушку, бросили пару чурок в печку, стало так тепло, что пришлось выскочить на улицу в трусах, так эффективно работала печка. На следующий день было несколько обносов завалов. Речка в своем устье в конце, концов исчезла под камнями, и нам пришлось топать по лужам в сторону Турки.  Река Турка  намного больше Ямбуя, шириной около  50 — ти метров, в месте впадения Ямбуя в нее, течет спокойно, берега такие живописные! Никогда такой красоты не видел как в ЗабайкальеРека Турка К вечеру подошли к порогу Большой, течение усилилось, стали попадаться торчащие из реки валуны. На правом берегу заночевали. Обычно обязанности распределяли так, я занимаюсь заготовкой дров, а брат ставил палатку, начинал готовить ужин. Изготавливали из березок или осин сооружение из стоек и перекладин для просушки снаряжения и одежды, т.к. за день, проведенный в резинке, были мокрыми до нитки. Подменная одежда, палатка, спальники оставались сухими, так как хранились в мешках из медицинской резины.

Сходили вечером разведали порог. Утром начали его преодоление. Это было нечто! Совершенно новые для меня ощущения! Швыряло нас по волнам и стоячим валам как мячик! Шиверы, ямы! Утлая наша лодочка быстро набирала воды, несколько раз приходилось приставать к берегу и выливать воду. За часа два с половиной,  порог был пройден. Адреналину море! А ведь впереди еще порог Слив. Но прошли и его, причем показалось проще чем первый. После второго порога, честно говоря, я больше не горел желанием испытывать эти острые ощущения, тем более на таком суденышке, да еще и без спасательных жилетов. И не пришлось! Начались обложные дожди, река вздулась, помутнела, скрыла пороги, и мы легко и быстро добрались до поселка Золотой Ключ. Перед этим погода улучшилась,  мне прямо с лодки на обычных мух удалось поймать трех хариусов. Вот вкусный обед себе устроили!

В Золотом Ключе встали на правом берегу, недалеко от моста. Сразу прибыла делегация из местных мужичков, с расспросами — кто такие, откуда? Казахи? О! Ни разу не видели! В то время очень тяжело было с алкоголем, магазин по рассказам местных,  работал и торговал водкой и вином всего несколько дней в месяц, и они нас просто умоляли налить им. Но к сожалению, наши припасы спирта давно закончились. На следующий день, утром, на рейсовом автобусе, мы добрались до райцентра Турка, и там припали к священным водам Байкала. Кстати, слово Байкал,  скорее всего тюркского происхождения. Бай-Коль на казахском означает богатое озеро. Больше я в этих прекрасных краях не был, но всегда вспоминаю их.

PS. Фотографии не сохранились по причине залития всех фотоматериалов водой, нижняя фотка с сайта Клуб рыбаков ЛЕФУ: Река Турка.