Поход на Иссык-Куль по маршруту: г. Алматы-курорт Алма Арасан-ущелье Проходное-перевал Проходной (Алматы, 3609 м н.к.)-ущелье Алматы-Чон Кеминское ущелье-ущелье Орто Кой Суу- перевал Кок Айрык (3900 1А)- поселок Чон Сары Ой- озеро Иссык-Куль

Этот маршрут на озеро Иссык-Куль, наверно самый простой и короткий из Алматы, пешком,  всего около 85-ти километров. Он был популярен не только у горных туристов, но и у велосипедистов, которые успевали доехать до озера за один день, стартовав от Космостанции. Правда теперь для совершения этого похода, стоит одно непреодолимое препятствие — граница между Казахстаном и Киргизией. Хотя, наверно есть те кто его преодолевают. Я слышал про таких.

1-й День

В 8 часов 30 минут, вдвоем с дочкой, ей тогда было 15 лет, на такси доехали до санатория Алма Арасан, в Проходном ущелье, и двинулись по правому берегу реки Проходной, к 11-ти часам подошли к поляне Терра и заварили кофе.

Погода вначале стояла великолепная — 20-25 градусов, но после  обеда нагнало тучек. В это время, мы уже подходили к перевалу Проходному и планировали заночевать под ним, но увидели, что на нас надвигается мощный грозовой фронт, и поспешно установили палатку. И во время! Началась такая гроза — грозища! Молнии били в скалы, в непосредственной близости от нас, поэтому мы выбросили все металлическое из палатки.  Честно говоря, мы даже помолились. Но к вечеру дождь прекратился, и мы смогли выйти из палатки за водой, чтобы приготовить ужин на газовой горелке.

Место первой ночевки под перевалом Проходной

2-й день

Утро второго дня выдалось солнечным, ясным. От места нашей стоянки хорошо просматривался подъем на перевал Проходной (1а, 3609 м). Во время подъема на него, нас нагнала группа из легко экипированных марафонцев, которые посмеялись над нами, когда узнали, что мы придем на Иссык-Куль только через два дня. Они же планировали быть там уже вечером. Стартовали они с Космостанции.

Тем временем, мы поднялись на перевал, особенностью которого является громадный  тур из камней. С Проходного открывается вид на озеро Примул и на хребет Кунгей Алатоо. Наш путь в долину реки Чон Кемин — это уже Кыргызстан. В то время, когда мы ходили в этот поход, а это было в июле 2001 года, граница была открытой, не то что сейчас.

На перевале Проходном, внизу виднеется озеро Примул

К обеду спустились к реке Чон Кемин и тут встретили, одного из марафонцев — он прихрамывая на одну из ног, очень медленно ковылял вниз по ущелью Чон Кемина. Он рассказал, что во время бега, повредил ногу и его товарищи оставили его на попечение группы туристов-баптистов, уплатив им за это банку красной икры и 10 долларов. Баптисты, видя, что марафонец будет их тормозить, указали бедолаге направление, сказали, чтоб он шел, а они его догонят(они в это время расположились на обед). Дорогу они ему показали не совсем правильную, или может марафонец неправильно их понял, но он собирался повернуть не в ущелье Орто Кой Суу, а в ущелье Жинды-Суу, которое заканчивается цирком и естественно, ни на какой Иссык-Куль он бы не попал.

Показав марафонцу правильный путь, мы переправились на левый берег реки Чон Кемин, по ветхому, подвесному  мосту. Слышал, сейчас этот мост уже не существует. Еще тогда на нем не хватало некоторых досок.

Вечером остановились на ночевку в ущелье Орто Кой Суу, поужинали, и вдруг увидели нашего бедного марафонца — он топал по серпантину, а не по старой тропе, как это надо было делать. Уже наступили сумерки, а он, не представлял, что его ждет впереди. Мы стали его звать, чтобы он спустился к нам. Он спустился и да — он уже почти в сумерках, намеревался в шортах и футболке подняться на перевал Кок Айрык. Мы накормили его, дали теплую одежду и он переночевал в нашей палатке.Переправа через реку Чон Кемин

3-й день

Утром позавтракали и пошли на перевал Кок Айрык (1а, 3900 метров).  Сначала идем по левому берегу реки, потом выходим на автомобильную дорогу. В 2001-м году по ней еще ездили на машинах до Иссык-Куля и обратно. Далее срезаем по старой тропе. Это я к тому, что заметил, некоторые туристы идут по дороге, петляя по серпантинам, а можно ведь пройти более коротким путем. Наконец, по крутой осыпи,  поднялись  на перевал.  Здесь встретили земляков — алматинцев,  возвращающихся с Иссык-Куля. Они даже угостили меня коньяком.

Спуск к Иссык-Кулю трудностей не представляет, просто он длительный — около 30 км, идет по безлесному южному склону Кунгей Алатоо, вдоль правого берега речки Орто-Кой-Суу южной.  Через короткое время после начала спуска с перевала, виден Иссык-Куль. Приятно спускаться и видеть, как долгожданная цель все ближе и ближе. К часам пяти решили остановиться и заночевать в зарослях, на берегу реки. По времени мы бы успевали выйти к поселку Чон Сары Ой, но решили не торопиться и выйти к озеру с утра. На перевале Кок Айрык

4-й день

Утром, хорошо выспавшись, не спеша вышли к трассе. Для моей дочери это было незабываемым событием, ведь она впервые сходила такой длительный поход. Все шла и с нетерпением ждала встречи с Иссык-Кулем. Да и мне было приятно осознавать, что мы так удачно прошли по маршруту, хотя пешком на Иссык-Куль ходил неоднократно. Посчитал — сам я 9 раз ходил разными маршрутами на Иссык-Куль и обратно. Вот еще один вариант через перевалы Озерный и Аксу.

Выйдя на дорогу, поймали «мотор» и доехали до поселка Бозтери, где устроились в частном секторе и неделю наслаждались отдыхом на море. Обратно, в Алматы,  вернулись на автобусе, из Чолпон-Аты.В Иссык-Кульской котловине

Карта и описание маршрута. Автор А. М. Артемьев. 1991 год

pf

p1 p2p3p4p5p6p7p8p9p10pl

View Алматы-Иссык-Куль in a larger map